4 февраля 2021
Международный научно-методический центр (МНМЦ) — совместный проект Факультета математики и компьютерных наук и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) — подводит итоги первого года работы.
МНМЦ заработал на базе СПбГУ в 2019 году. Центр выиграл грант Министерства науки и высшего образования России; помимо него в число победителей конкурса вошли еще четыре отечественных вуза. Все они стали участниками национального проекта «Цифровая экономика», в задачи которого, в числе прочего, входит подготовка или переквалификация кадров, способных обеспечить прорыв в этой области. В первую очередь — распространить, передать умения и навыки другим людям.
МНМЦ в СПбГУ позиционирует себя именно так — «обучаем преподавателей вузов». Целью стала подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников образовательных организаций высшего образования. Эта работа шла в двух направлениях: компьютерные науки и математика.
Направление «компьютерные науки» разделено на несколько программ: искусственный интеллект, количественные методы для решения прикладных задач, анализ и интерпретация больших данных и разработка программного обеспечения и анализ данных. Направление «математика» представлено большой программой «Ведение практических и семинарских занятий по математике и программированию».
МНМЦ занят не только образовательной деятельностью. Здесь работает также Центр педагогических инноваций, предлагающий стажировки вузовских работников в других университетах, в компаниях цифровой экономики, Лаборатория университета будущего, занимающаяся изучением лучших образовательных практик и формированием актуальной повестки для образовательного центра, а также Справочно-методический центр, в котором создается база материалов о преподавательской деятельности и инфопространства для междисциплинарного диалога.
В команду МНМЦ вошли более 100 человек из России, Европы и Америки. Корпоративными партнерами выступили Яндекс, Банк ВТБ, Jet Brains, Stepik, Digital Design, академическими — Computer Science Center, Новосибирский государственный университет и Школа анализа данных.
Важно, что обучение в МНМЦ — бесплатное. Кроме того, слушатели программ могут использовать материалы курсов в своих университетах.
Подводя итоги дебютного года работы МНМЦ, академический директор программы переподготовки «Разработка программного обеспечения и анализ данных» Александр Авдюшенко сказал: «Отмечу, что кроме фактического выполнения и перевыполнения заявленных показателей, команда МНМЦ СПбГУ получила уникальный опыт успешной пересборки новых образовательных программ в сжатые сроки и последующего запуска и апробации их онлайн для преподавателей, проведения множества мероприятий и развития сообщества преподавателей организаций высшего образования России».
Руководитель МНМЦ Алексей Елистратов резюмирует: «Полученный опыт можно относительно просто масштабировать в 2021 году и в дальнейшем, направив на системное решение актуальных задач обновления содержания предметов в областях математики, информатики и цифровых технологий, создания единого академического резерва российских образовательных организаций для обеспечения университетов кадрами». «Команда МНМЦ СПбГУ вместе с другими четырьмя международными научно-методическими центрами (ВШЭ, МИФИ, УрФУ и ТГУ) пришли к пониманию, что обозначенной цели невозможно достигнуть в рамках одного отдельно взятого университета или организации. Таким образом, необходимо поддерживать и развивать как сеть Международных научно-методических центров, так и в целом экосистему подготовки кадров для цифровой экономики», — подчеркивает он.
О том, зачем и каково это — учить профессионалов своего дела — мы подробно поговорили с академическим директором программы подготовки «Искусственный интеллект» МНМЦ, заведующей кафедрой информационных технологий в менеджменте ВШМ СПбГУ, доктором технических наук Татьяной Гавриловой и профессором факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, директором Лаборатории математических методов мультимедийных технологий СПбГУ — Хуавей, доктором физико-математических наук Николаем Вавиловым.
Татьяна Гаврилова так объясняет актуальность идеи переквалификации преподавателей в своей сфере: «Стоит начать с того, что в России традиционно в университетах учат не тому, что надо, а тому, что знают преподаватели. Но в какой-то момент наступает реальный спрос на специалистов определенного профиля. Сейчас «мода пошла» на искусственный интеллект. Как человек, который занимается ИИ 30 лет, наблюдаю уже второй виток интереса к этому направлению. И оба раза нас захлестывало мутным потоком людей, которые не понимают сути ни этой науки, ни этой технологии, а цепляются за сам термин, используя его в спекулятивных целях. Так рождаются популярные мифы об ИИ. Но никаких чудес нет, и о так называемом («пугающем») общем искусственном интеллекте речи не идет. А идет о нормальном развитии информатики в сторону интеллектуализации, о так называемом слабом искусственном интеллекте в определенных областях. Сейчас особенно высок интерес к искусственным нейросетям, в частности. Но поскольку «волна пошла», и специалисты нужны и в науке, и в производстве — в вузах стали повсеместно вводить курсы по ИИ. А специалистов, прямо скажем, не так уж много. Наш набор пришелся как никогда вовремя».
Николай Вавилов, объясняя острую необходимость изменения самого подхода к обучению математике, констатирует: «Совершенно очевидно, что преподавание математики на всех уровнях на столетия отстает от современных потребностей. Это касается как школьного, так и университетского образования, причем не только преподавания математики представителям других специальностей, но и, парадоксальным образом, обучения самих математиков». В частности, фактически игнорируется компьютерная революция — тот факт, что «компьютеры изменили саму математику, отношение математиков к математической реальности, возможности её непосредственно наблюдать».По словам Николая Вавилова, вопреки довольно популярному сегодня мнению о том, что изменение парадигмы обучения нужно начинать с подрастающих поколений, стартовать стоит, наоборот, «с вершины пирамиды» — то есть именно вузовских преподавателей. В таком случае новые навыки имеют шансы спуститься «сверху вниз»; ведь не ученики будут переучивать учителей.
Говоря о первом наборе обучающихся, Татьяна Гаврилова подчеркнула высокий уровень квалификации и заинтересованности со стороны аудитории. Вместе с тем Николай Вавилов отметил специфику, с которой пришлось столкнуться ему: «С принципиальной точки зрения разница в объяснении чего-то маленькому ребенку, школьнику, студенту, аспиранту, коллеге, специалисту в другой области или любознательному пенсионеру не так велика, как кажется. Но есть одно забавное явление именно в общении с профессионалами, особенно преподавателями. Специалисты во многих областях уверены, сознательно и/или бессознательно, что они понимают все лучше всех. Среди математиков, кстати, это чрезвычайно распространено и отражено в огромном количестве шуток и исторических анекдотов. Эта уверенность часто некритически переносится на периферийные знания в смежных областях, приобретенные несколько десятилетий назад, буквально в студенческие годы, и которые с тех пор никогда не подвергались ревизии. Поэтому многие коллеги вначале довольно нервно реагируют, когда пытаешься убедить их в том, что доказательства, которые они несколько десятков раз рассказывали студентам первого курса, содержат грубую математическую ошибку, а сами факты неверны (что в традиционных курсах встречается сплошь и рядом)».
Татьяна Гаврилова считает главным итогом дебюта МНМЦ в первую очередь то, что программа вообще состоялась. В условиях вынужденной — в связи с пандемией — перестройки в онлайн-формат это было непросто, но именно благодаря удаленке «удалось собрать очень сильную команду преподавателей и очень большую географию учеников».
«Уверена, что подготовка кадров для цифровой экономики — это не разовый проект, а серьёзная программа, которая обогатит наше общество новыми талантливыми специалистами, идеями, стартапами и достижениями!» —говорит она. Также Татьяна Гаврилова добавляет, что, несмотря на консервативность вузовского образования и длительность циклов его планирования, полученные знания и навыки выпускники центра начнут применять уже в ближайшем семестре — практические результаты не заставят себя ждать.
В свою очередь Николай Вавилов полагает: «По первым результатам этот опыт представляется весьма удачным, и мы предлагаем распространять его на другие университеты страны. Нужна площадка, где заинтересованные в переменах люди могут обсуждать эти вещи и делиться опытом. Именно это и является, как мне кажется, миссией МНМЦ».
За первый год работы в МНМЦ состоялись 43 семинара, были задействованы 123 преподавателя и специалиста (112 — из России, 16 — из зарубежья). Выпускниками программ стали 195 человек. Всего на научно-образовательных семинарах Центра было зарегистрировано более 1500 слушателей из 50 городов страны, 60 вузов России и мира. В мероприятиях МНМЦ участвовали сотрудники IBM, Яндекс, Google, Facebook, Jet Brains, Digitaldesign. |
7-20 декабря прошла первая в МНМЦ Предновогодняя школа. В ходе 14-дневного интенсива преподаватели и учащиеся искали баланс между теорией и практикой в преподавании математики и компьютерных наук, проходили соревнования по машинному обучению, мастер-классы, обучение краудсорсингу. Научными руководителями школы стали профессор факультета математики и компьютерных наук СПбГУ Николай Вавилов и заведующая кафедрой информационных технологий в менеджменте ВШМ СПбГУ Татьяна Гаврилова. Она подчеркивает, что «приятно было увидеть среди слушателей предновогодней школы людей, узнавшей о ней от наших новых выпускников программ МНМЦ». Предновогоднюю школу МНМЦ прошел 171 слушатель. |
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.