9 апреля 2021
Новые смыслы общественных пространств: эксперты по градоустройству и урбанистике обменялись мнениями на конференции «Менеджмент Будущего» в ВШМ СПбГУ.
Современные парки, общественные и креативные пространства — их обустройство стало первоочередной задачей как в столицах, так и в малых городах. Каковы запросы потребителей и чем руководствоваться проектировщикам? Эти вопросы обсудили эксперты в рамках IX международной конференции «Менеджмент Будущего» в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ).
В дискуссии «Общественные пространства: как создавать, управлять и применять» приняли участие куратор проекта «Приморский парк Победы» в Санкт-Петербурге Ульяна Ким, руководитель проектов Citymakers Анастасия Колчина, курирующая развитие парка «Зарядье» в Москве, а также академический директор магистерской программы «Управление унимымм городом – Master in Smart City Management, MSC» ВШМ СПбГУ Екатерина Соколова. Модератором дискуссии выступила Екатерина Манжула, директор Центра компетенций по развитию городской среды и умному городу Ленинградской области. |
По словам экспертов, важнейшей задачей специалистов при работе с новыми общественными пространствами является осмысление концепции проекта. Поэтому, например, первым этапом работ над проектом благоустройства Приморского парка Победы стало изучение истории места и прилегающих территорий. Как пояснила Ульяна Ким, сложность состояла в том, чтобы «угодить всем — результат не должен быть слишком модным или слишком "советским"». Это и привело к формированию «простой концепции» общественного пространства, комфортного для разной аудитории — «Парк для всех».
Анастасия Колчина, участник команды создателей проекта знаменитого московского парка «Зарядья», уверена: «Концепция нужна, даже если она не всегда очевидна. У пространства должен быть новый смысл». По ее мнению, парк должен ассоциироваться с определенным образом. Это может быть, к примеру, модное место только для определенных категорий горожан, а может — туристическое, где даже местный житель почувствует себя путешественником.
Анастасия Колчина упомянула о характерной проблеме столичных парков. По ее словам, там располагается«огромное количество ритейлеров, бизнеса, и непонятно, в парке человек находится, или в торговом центре». Поэтому, столь вожделенной становится идея природных анклавов в мегаполисах, где можно побыть если не в тишине, то «хотя бы не в такой толпе, которую мы наблюдаем в московских парках сейчас». Ульяна Ким, в свою очередь, отметила, что в Петербурге есть запрос на места, где могут формироваться сообщества по интересам.
Вопрос о том, в какой степени допустима коммерция в парках, и что может служить источниками их финансирования крайне актуален.
Анастасия Колчина подтвердила что развитие досуговых мест — в интересах города, поскольку это не только повышает комфортность и привлекательность любого района, но и повышению цен на ближайшую недвижимость. Стоит предположить, что государство, в таком случае, и должно содержать парки.
Екатерина Манжула, полагает, что парки способны быть самоокупаемыми — и это особенно важно для малых городов, ведь регионы выделяют скудный бюджет на их поддержку. Ульяна Ким, рассказывая о своем проекте, отметила: «Парк должен быть устойчивым: мы ищем спонсорства, фандрайзинг, резидентов для парка».
Подводя общий итог встречи, Екатерина Соколова резюмировала, что общественные пространства однозначно повышают качество жизни в любом населенном пункте: «Мы видим, что есть потребность в развитии общественных пространств в спальных районах мегаполисов, в малых городах, что сами общественные пространства могут меняться и может меняться аудитория, которая их посещает. Малейшие изменения в одной части города ведут к изменениям в других. Специалист, который может видеть эту взаимосвязь и предлагать эффективные решения, использовать верные инструменты и подходы — будет востребован, его работу оценят не только коллеги, но и жители города». «Студенты магистерской программы «Управление умным городом» в ВШМ СПбГУ как раз изучают инструменты и подходы, которые специалист сможет использовать в своей работе», — подытожила она.
Конференция «Менеджмент будущего» прошла в ВШМ СПбГУ в начале апреля при поддержке Банка ВТБ. В этом году мероприятие объединило 200 лучших студентов страны, руководителей ведущих российских компаний и лидеров бизнеса. Общей темой конференции стали тенденции трансформации и развития предприятий в условиях новой бизнес-эпохи.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.