31 марта 2022
30 марта 2022 года в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) прошел научно-практический семинар: «Законодательство о закупках Российской Федерации: помог ли второй оптимизационный пакет поправок». В очередной раз ВШМ СПбГУ стала площадкой, на которой представители органов государственной власти, организаций народного хозяйства и академической среды обсуждают актуальные проблемы развития города и страны.
На повестке — анализ первой практики применения положений пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), который был принят Государственной Думой летом прошлого года, а с 1 января 2022 года вступил в силу.
«С оперативной точки зрения представляется важным обсудить первые результаты работы системы государственных закупок в условиях обновленного законодательства. Со стратегической — оценить возможности его дальнейшего совершенствования на базе многолетних исследований, проведенных двумя научными подразделения СПбГУ: Центром исследований государственно-частного партнерства и Институтом развития конкуренции и антимонопольного регулирования», — так определил задачу семинара вице-губернатор Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Максим Соколов.
Председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин рассказал об опыте региона и изменениях, вызванных вторым оптимизационным пакетом поправок:
«Несмотря на сложнейший и недолговременный период с момента внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и законодательство о контрактной системе, Санкт-Петербург активно включился в процесс новаторства, уверенно принимая вызовы времени. Новая редакция 44-ФЗ существенно изменила условия контракта, что влечет за собой дополнительную нагрузку на региональные исполнительные органы государственной власти. Во исполнение норм закона Правительством Санкт-Петербурга оперативно подготовлен и принят пакет нормативных актов. Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга №239 заказчики города наделяются правами: изменять (устанавливать) авансовые платежи на поставку пищевых продуктов и оказание услуг общественного питания; изменять (устанавливать) цены контракта на поставку пищевых продуктов, оказание услуг общественного питания; дополнять контракт условием об электронном актировании. Во исполнение этого постановления распоряжением Комитета №43-р утвержден Реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в сфере социального питания. Комитетом разработаны и закреплены распоряжением №44-р Методические рекомендации по порядку изменения существенных условий контракта, оплачиваемого за счет бюджета Санкт-Петербурга, предметом которого является поставка пищевых продуктов и оказание услуг общественного питания. Дополнительно принято постановление Правительства Санкт-Петербурга №242, которое до 1 мая текущего года приостанавливает применение предельных цен на закупаемые заказчиками города товары, работы и услуги, установленные постановлением Правительства Санкт-Петербурга №489». Глава Комитета по госзаказу также озвучил проблематику закупки у единственного поставщика и пути решения вопроса. «Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №243 от 25 марта 2022 года определены закупки у единственного поставщика: лекарственных препаратов; медицинских изделий, расходных материалов, принадлежностей, запасных частей к медицинским изделиям; финансовой аренды (лизинг) вагонов метрополитена; трамвайных вагонов. Определенный документом порядок обязывает заказчиков уведомлять Управление Федеральной антимонопольной службы в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта», — пояснил Александр Жемякин, отвечая на многочисленные вопросы участников семинара.
Заместитель директора Центра исследований государственно-частного партнерства ВШМ СПбГУ Андрей Иванов представил результаты научно-исследовательских работ —предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности противодействия сговору поставщиков.
«Масштабные поправки в 44-ФЗ оставили электронный аукцион преобладающим методом размещения заказа, что ставит на повестку дня вопрос об оценке качества законодательного регулирования его применения. Мы с коллегами детально проанализировали прописанный в законе механизм подачи предложений о снижении цены вне шага аукциона и предлагаем способ использования, сохраняющий положительные и нейтрализующий отрицательные эффекты его применения. Основная идея — устранить противоречие между буквой закона и практикой его применения при проведении электронного аукциона», — пояснил исследователь. Среди предложений: уточнение ряда положений, регламентирующих процесс ценового снижения в ходе аукциона, ужесточение антидемпингового регулирования, постановка проблемы о регламентации использования аукциона на повышение в сфере государственных закупок.
Проблемы, с которыми сталкиваются органы антимонопольного регулирования в сфере контроля государственных закупок, были рассмотрены в докладах руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольги Милонаец и старшего преподавателя Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ Леонида Михалевича.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.