3 октября 2022
29 сентября эксперты Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) приняли участие в четвертой международной конференции Московского городского педагогического университета «Современная цифровая дидактика».
На мастерской по гибридному обучению обсудили результаты совместного исследования МГПУ, ВШМ СПбГУ и Банка ВТБ об особенностях гибридного формата в учебных заведениях России и мира, а команда Центра поделилась наблюдениями о лучших практиках создания и внедрения технологий в образовательный процесс.
Исследование показало, что массовый переход к онлайн-обучению привел к появлению многообразия форматов, которые стали именоваться гибридным обучением. Наиболее острый и обсуждаемый вопрос — различие между понятиями гибридного и смешанного обучения. Таким ключевым различием является роль студента. При смешанном обучении содержание учебного курса, технологии, график, каналы коммуникации и формат участия задают преподаватели. В гибридной модели студент, наоборот, занимает индивидуальную позицию при выборе траектории обучения. Именно поэтому гибридная модель требует обновления и учебного, и технологического процесса работы университетов.
Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании:
«При принятии решений о внедрении формата гибридного обучения необходимо отталкиваться от образовательных задач и честно ответить на вопросы: для достижения каких образовательных результатов внедряется этот формат, с какой аудиторией предстоит работать, на какой временной дистанции? Пока нет внутреннего запроса на гибридные аудитории с понятными образовательными целями, их создание может оказаться работой «в стол». Дальше эти решения раскладываются на более конкретные педагогические сценарии и задачи и «переводятся» на язык требований к технической и программной конфигурации. И здесь принципиально важно, чтобы проектирование гибридных аудиторий сопровождалось диалогом между методологами и ИТ-командой».
Команда Центра поделилась своим опытом цифровой трансформации и представила участникам конференции концепцию гибридного пространства ВШМ СПбГУ, которая идет рука об руку с методологией преподавания и отвечает на запросы участников образовательного процесса — преподавателей и студентов.
Более подробно об универсальной концепции ВШМ СПбГУ по созданию гибридных аудитории для университетов читайте в материале |
Анализ кейсов внедрения гибридного обучения в рамках проведенного исследования показал, что в зависимости от целей вуза технические решения могут быть разными по уровню сложности: от простого решения ВКС на компьютере преподавателя до комплексных студий телевизионного уровня. Выбор уровня сложности зависит от педагогического запроса. Более сложное решение позволяет реализовывать широкий спектр образовательных задач, однако, зачастую является и более затратным. Необходимо учитывать, что максимально продвинутое решение по технической конфигурации не всегда лучшее и может оказаться избыточным для отдельно взятого вуза. Важно соблюдать баланс между задачей и сложностью реализации и организовать внедрение таким образом, чтобы вовлекать преподавателей в работу. Именно учет их опыта и находок позволит улучшать аудитории и развивать практику гибридного обучения.
Публикации, методики, лучшие практики и полезные инструменты для преподавания в цифровой среде можно найти на информационном портале Центра Method.GSOM. |
Высшая школа менеджмента СПбГУ и Московский городской педагогический университет продолжают развивать программу исследований гибридного формата обучения. Основными направлениями для изучения выступят распространение внедрения гибридного обучения в стране, а также разбор практических кейсов вузов и проживания студентами нового образовательного опыта.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.